Влияние занятий плаванием на организм человека, страдающего различными заболеваниями
В развитии и претворении в жизнь рекомендаций ООН «равных возможностей для инвалидов» выступила Всемирная организация здравоохранения, а также международная противоэпилептическая лига и Бюро по эпилепсии, которые в 1997 году объявили кампанию под лозунгом «Эпилепсия - из тени» (http://www.apteki.nnov.ru/docs/327/l-9.html - 10k). Представляется, что определяющее значение для правовых оснований к научной разработке методики обучения плаванию и гидрореабилитации лиц с эпилепсией являются «Рекомендации международной антиэпилептической лиги (ILAE)» по «Ограничениям для детей с эпилепсией» (Богачева Т.В., 1998а,б). В данных рекомендациях раскрываются принципы, положенные в основу принятия решений об ограничениях и необходимости в ограничениях:
- факторы, влияющие на введение ограничений;
- возможные ограничения;
- советы на будущее, как можно свести к минимуму ограничения и запреты.
При выполнении упражнений в воде в работу включаются все звенья опорно-двигательного аппарата. Развивается и укрепляется костно-мышечная система, улучшается подвижность суставов, увеличивается их гибкость, что является хорошим профилактическим средством против развития суставной патологии и образования контрактур. Занятия в воде являются также хорошим способом развития навыков передвижения для людей, чья мышечная сила и подвижность суставов ограничена, так как сопротивление воды служит им в качестве опоры для движений рук и ног, от усилий которых их тело приобретает поступательное движение.
Водная среда также способствует управлению положением тела в пространстве. В воде человек может управлять собственным весом тела, перемещать центр тяжести, выполнять координированные движения, передвигаться с различной скоростью в разных направлениях и с различной интенсивностью. А применение прыжковых упражнений в воде по механизму временных связей развивает новые двигательные координации, которые ранее не выполнялись человеком. Прыжки в воде тренируют вестибулярные и шейные проприоцептивные рефлексы, способствующие определенному тонусу мышц туловища и конечностей, которые регулируют положение тела в пространстве.
Кроме того, при пребывании в воде отсутствуют значительные статические усилия, что позволяет развивать у детей плавность движений и способность хорошо расслаблять мышцы тела, поэтому, при выполнении упражнений в воде у человека с ДЦП по механизму временных связей образуются новые координации движений, соответствующие изменившимся условиям передвижениям.
Кроме облегченного воздействия сила выталкивания воды становится также и источником сопротивления при движении. При вертикальном погружении тела в воду различные части его испытывают различное давление воды. Величина этого давления зависит от глубины погружения, то есть от веса и уровня воды над погруженным телом. Наибольшее давление испытывают ноги, это вызывает затруднение притока крови к ногам и облегчает ее отток. Так, например, при погружении вертикального положения тела на глубину 1,5 м, на ее нижнюю часть приходится давление, равное 1,0 -1,15 атмосфер.