Медицинская деонтология
Таким образом, медицинская деонтология стала перманентным процессом этической рефлексии в среде отечественных врачей в условиях все большего вовлечения медицины в современный научно-технический прогресс. Например, на симпозиуме в Научном Центре хирургии АМН СССР, посвященном хирургической деонтологии (1984), в числе других обсуждалась тема: взаимоотношения хирурга, реаниматолога и трансфузиолога при лечении оперированного больного. В решении многих конкретных вопросов медицинской этики в те годы преобладал патерналистский подход: правдивое информирование о диагнозе онкологических больных допускается лишь в ситуации их отказа от необходимого лечения (Н.Н. Блохин); дилемма отказа от экстраординарных методов лечения умирающих больных еще не обсуждается, напротив - все виднейшие врачи говорят, что для продления жизни любого больного должны быть использованы все имеющиеся средства медицины (Б.В. Петровский, Е.И. Чазов) и т.д.
В целом философско-этический, научно-теоретический уровень множества публикаций по медицинской деонтологии был невысок, авторы их нередко тяготели к морализаторству, идеологической риторике. Большой поток отечественной литературы по медицинской деонтологии в 60-80-е гг. маскировал наше серьезное отставание в области разработки и преподавания современных вопросов медицинской этики. Непосредственной причиной отставания являлась международная изоляция отечественных врачей, которые до сих пор не входят во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА). С момента своего возникновения в 1947 ВМА, в основном, сосредоточена на поддержании высоких этических стандартов врачебного дела и разрабатывает актуальные вопросы современной медицинской этики. Знакомство передовой части сообщества отечественных врачей с важнейшими документами ВМА (Женевская декларация - 1948, Лисарбонская декларация о правах пациента - 1 981 и др.) началось только в 90-е гг. - с развитием биоэтики в России.
В современной медицине употребляются оба термина - и «медицинская этика» и «медицинская деонтология», при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «медицинская деонтология» на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики.
Деонтология также рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.
Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой (учение о морали). И это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, о счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.
Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и другим профессиям. Однако трудно найти такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе.
Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинской документацией пациента. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Главное из них - исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному.
В отечественной медицине деонтология всегда понималась как учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом. Труд врача, его поведение всегда рассматривались, как большое дело общества. На деятельность врачей прошлого прямое влияние оказывали идеи передовых демократов и философов России - Н.А. Радищева, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского и других. Весь круг проблем, включающих понимание термина «деонтология» и «этика» врача, находился под пристальным вниманием передовых клиницистов XIX века - Н.И. Пирогова, С.Г. Зыбелина, В.А. Манассеина, Д.С. Самойловича, М.Я. Мудрова, И.Е. Дядьковского, С.П. Боткина и др.